![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() почетный член клуба 4/3 ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Administrators Сообщений: 2611 Регистрация: 15.4.2007 Пользователь №: 6 ![]() |
мои наблюдения показали что бОльшая половина форумчан плохо ориентируются в таких понятиях как "кроп-фактор", ЭФР, ГРИП, эквивалентное увеличение... особенно когда это касается использования неродной оптики на фотоаппаратах OLYMPUS 4/3 с кроп-фактором x2
![]() цель этой темы создать некий общий FAQ который поможет пользователям фотоаппаратов OLYMPUS 4/3 понять особенности кроп-фактора х2, а также изучить его влияние на параметры объективов и съемки. я постараюсь максимально понятно изложить основные положения, подытожить выводы исходя из обсуждений на форуме, статей, своих знаний и опыта... По мере обсуждения спорных вопросов этот FAQ будет дополняться! Что такое "кроп-фактор"? Разнобой размеров матриц цифровых аппаратов просто поражает - от «полнокадровых» (24x36 мм), «полукадровых» (формата APS-C, примерно 16x24 мм) и «четвертькадровых» («тип 4/3». размер 13,5x18 мм) до применяемых в компактных и миниатюрных цифровых аппаратах «тип 2/3», «тип 1/1,8» и «тип 1/2,5» (самые большие из которых не превышают по размерам ноготь мизинца руки). Поэтому для пользователей зеркальных цифровых камер с меньшей по размеру, чем кадр пленки, матрицей более удобным методом для расчета эквивалентного фокусного расстояния и других параметров оказалось применение коэффициента отношения линейного размера кадра цифровых камер к полю стандартного 35 мм кадра (другиеназвания этого коэффициента - «кроп-фактор» или «коэффициентувеличения эквивалентного фокусного расстояния»). Кроп-фактор (от англ. Crop factor, crop — обрезать, factor — множитель) численно представляет собой соотношение между размером диагонали кадра 24x36мм и размером диагонали матрицы. ![]() Для каждого размера матрицы кроп-фактор имеет свои определенные значения. К примеру, для цифровых зеркальных аппаратов Nikon, Dynax и Pentax кроп-фактор равен 1,5, для Canon EOS-1D и EOS-1D Mark II — 1,3, для Canon EOS 10D, 20D, 300D, 350D, D60 и D30 - 1,6, для Sigma SD-9 и SD-10 - 1,7, а для аппаратов системы «4/3» -2. !!! кроп-фактор для фотоаппаратов OLYMPUS 4/3 равен 2 !!! Что такое "ЭФР"? ЭФР = эквивалентное фокусное расстояние Из-за кроп-фактора угол изображения объективов уменьшается. Для удобства был введен термин «Эквивалентное фокусное расстояние». Термин характеризует фокусное расстояние объектива с эквивалентным углом зрения для кроп-фактора. Например, объектив с фокусным расстоянием 28 мм на полном кадре будет обладать углом зрения примерно 73° по диагонали. На кроп факторе 2 этот угол составит всего 36,5° по диагонали, что эквивалентно объективу с фокусным расстоянием 56 мм ((28мм × 2 = 56мм) для 35 мм плёнки. немного истории... До наступления эры любительских цифровых зеркалок с классификацией объективов было все гораздо проще. Основную массу любительских, полупрофессиональных и профессиональных зеркальных камер со сменной оптикой, а также основную часть «мыльниц объединял формат используемой в них 35-мм перфорированной пленки «тип 135» и размер кадра пленки 24x36 мм. Менее распространенные фотоматериалы других типоразмеров использовались либо в откровенно любительских системах («тип 110», «тип 126», «диск», APS), либо в серьезной профессиональной работе (60-мм роликовая пленка «тип 120» и «тип 220», плоская форматная пленка). Фотоаппаратура, использующая пленку «тип 135», господствовала на рынке фототехники много десятков лет, не сильно сдав свои позиции даже сейчас. Поэтому фотографы и фотолюбители в течение нескольких поколений привыкли к тому, что свойства сменного объектива вполне правильно и наиболее удобно описывать его фокусным расстоянием. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм однозначно воспринимался как нормальный (штатный) объектив. Фокусное расстояние 35 мм или 28 мм однозначно характеризовало объектив как широкоугольный. А 85-миллиметровым или 135-миллиметровым мог быть только портретный длиннофокусный объектив То есть, конечно, все понимали, что «нормальный» - это объектив с углом зрения порядка 40-50 градусов. Но раз размер кадра у большинства аппаратов один и тот же (24x36 мм), то и угол зрения объектива зависит лишь от фокусного расстояния. Тем более что на оправе любого объектива всегда написано его фокусное расстояние, а угол зрения можно узнать разве что из паспорта объектива или справочника. Видимо, поэтому и прижилась у фотографов и фотолюбителей устойчивая привычка характеризовать величиной фокусного расстояния назначение объектива как нормального, широкоугольного или длиннофокусного. И такая характеристика зум-объектива цифрового фотоаппарата, как «диапазон фокусных расстояний 7.2-50,8 мм» практически ничего не говорит современному фотолюбителю даже с учетом знания реального размера матрицы 2/3» - 6,6x8,8 мм. Поэтому, чтобы добиться в этом случае какой-то ясности и удобства, стоит найти в справочнике по фотографии соответствующие формулы, рассчитать соответствующий угол зрения объектива с учетом размера матрицы, а потом сравнить эти данные с параметрами привычных объективов, рассчитанных для кадра 24x36 мм. В итоге оказывается, что объектив с фокусным расстоянием 7,2 мм на матрице 2/3» имеет по диагонали примерно такой же угол зрения, как и широкоугольный объектив с фокусным расстоянием 28 мм на кадре 24x36 мм. А в положении 50,8 мм этот же объектив видит мир так же, как 200-миллиметровый длиннофокусный объектив, установленный на 35-мм камеру. То есть вышеупомянутым объективом с диапазоном фокусных расстояний 7,2-50,8 мм, установленном на цифровом аппарате, можно воспользоваться так же, как и зумом с диапазоном изменения фокусного расстояния 28-200 мм на обычной 35-мм зеркапке. Вот это уже ценная и понятная информация, которой удобно и приятно пользоваться! Поэтому вполне логичен стал шаг производителей, указывающих в характеристиках фотоаппарата не только реальные цифры фокусного расстояния объектива, а и рассчитанные таким же образом, как мы это сделали выше, цифры, которые получили название «эквивалентного фокусного расстояния». Исходя из значений эквивалентного фокусного расстояния, мы легко можем представить себе параметры и возможности обьектива, установленного на фотоаппарат. Итак...при использовании объектива, расчитанного на 35 мм кадр, на матрицах меньшего размера проецируется только центральная часть изображения, а оставшаяся часть «обрезается» краем матрицы. В этом случае примерное эквивалентное фокусное расстояние объектива можно получить, умножив реальное фокусное расстояние объектива на коэффициент пересчета кроп-фактор. Эквивалентное фокусное расстояние можно расчитать по формуле dэкв=dГ—k, где d - фокусное расстояние объектива, а k — кроп-фактор (для OLYMPUS 4/3 =2). Например, в объективе 50 мм будут говорить как об эквиваленте 100 мм для камер с кроп-фактором 2. Эта формула работает для объективов имеющих прямолинейную проекцию, и плохо работает для объективов типа рыбий глаз. Заканчивая тему пересчетов реального фокусного расстояния в эквивалентное, остановимся на очень важном моменте. Цифра эквивалентного фокусного расстояния (то есть произведение реального фокусного расстояния на кроп-фактор) предназначена только для того, чтобы понятными по 35-мм пленочной фототехнике значениями охарактеризовать угол зрения объектива. Реальное фокусное расстояние объектива, установленного на цифровую камеру, при этом не изменяется, т.е. термин эквивалентное фокусное расстояние используется только для удобства, и не имеет прямого физического смысла. !!! при использовании разных объективов на фотоаппаратах OLYMPUS 4/3 эквивалентное фокусное расстояние увеличивается вдвое !!! обсуждение на форуме Что такое "эквивалентное увеличение" ? «Увеличение» - это еще одна привычно-условная величина, к которой фотографов и фотолюбителей приучило продолжительное использование 35-мм пленочной фотоаппаратуры с размером кадра 24x36 мм. По величине максимального увеличения (или максимального масштаба изображения, что одно и то же) мы судим о применимости такого объектива для съемки в крупном масштабе или даже для использования его в макросъемке. Для фотографов и фотолюбителей, привычных к использованию 35-мм пленочной фототехники, не составляет труда классифицировать макросвойства объектива по величине максимального масштаба изображения. Например, объектив, который может фокусироваться до масштаба 1:1 («один к одному»), - это полноценный современный макрообъектив. Максимальным масштабом 1:2 («один к двум») могут похвастаться либо относительно недорогие макрообьективы, либо макрообъективы старой конструкции. А уж если максимальный масштаб изображения обьектива составляет 15 или даже менее, то такой объектив считается практически непригодным для съемки мелких предметов крупным планом. По определению масштаб - это соотношение линейных размеров изображения на ппенке (матрице) к размерам объекта съемки. Если объект съемки вдвое больше по размеру, чем его изображение на пленке, то такое соотношение иначе называется «масштабом 1:2». Если же изображение имеет такие же размеры, что и объект съемки, то в таком случае масштаб получается 1:1. Следовательно, чем больше максимальный масштаб, тем более мелкий предмет можно сфотографировать «на весь кадр». Теперь перейдем к цифровым аппаратам с матрицей уменьшенного размера. В этом случае для того, чтобы сфотографировать во весь кадр предмет такого же размера, вполне достаточно меньшего увеличения (ведь размер матрицы меньше!). К примеру, для фотографирования во весь кадр марки размером 24x36 мм пленочным аппаратом необходим объектив, обеспечивающий масштаб съемки 1:1. Если же мы для такой съемки воспользуемся цифровым аппаратом с «полукадровой» матрицей (15,6x23.7 мм, размер диагонали в 1,5 раза меньше, чем у кадра 24x36 мм), то оказывается, что уже при меньшем коэффициенте увеличения (11,5, «один к полутора») изображение марки занимает всю площадь кадра. ![]() Еще меньшее увеличение для проведения подобной съемки потребуется для аппаратов с еще меньшим размером матрицы - примерно 1:2 для аппарата «четвертькадровой» системы 4/3 (размер диагонали матрицы в 2 раза меньше), 1:4 для аппаратов с матрицей 2/3" (размер диагонали матрицы в 4 раза меньше) и так далее. Однако, несмотря на различный коэффициент увеличения при съемке, результат можно считать одинаковым - изображение марки занимает практически все поле кадра. Поэтому логично было бы для упрощения переноса «пленочных» понятий на цифровую технику ввести еще один «эквивалентный» параметр - «эквивалентное увеличение». Смысл эквивалентного увеличения, в общем, примерно такой же, как и в случае с эквивалентным фокусным расстоянием - одинаковость эффекта при съемке пленочной и цифровой камерой. Да и коэффициент пересчета реального увеличения в эквивалентное численно равен соотношению реального и эквивалентного фокусного расстояния. Приведем реальный пример. Макрообъектив для системы камер 4/3 (кроп-фактор 2) Zuiko Digital ED 50 MM/f2 имеет реальное фокусное расстояние 50 мм и может быть сфокусирован до максимального увеличения 0.52х (т.е. примерно 1:2). В то же время эквивалентное фокусное расстояние такого объектива составит 100 мм, а эквивалентное увеличение -1.04к (то есть примерно 1.1). Соответственно этот объектив на камерах системы 4/3 функционально будет аналогичен 100-мм макрообъективу с максимальным масштабом изображения 1:1 в системе 35-мм пленочных камер с размером кадра 24x36 мм. С другой стороны, объектив Nikkor AF Micro 105 мм f/2.8D. имеющий при работе с пленочными камерами NiKon максимальный масштаб изображения 1:1, при установке на цифровую зеркалку Nikon (кроп-фактор 1,5) не только будет иметь увеличенное в полтора раза эквивалентное фокусное расстояние, но и сможет производить более крупноплановую сьемку (до эквивалентного масштаба 1,5:1). !!! при использовании макро-объективов на фотоаппаратах OLYMPUS 4/3 эквивалентное увеличение становится больше в два раза !!! Какое влияние оказывает кроп-фактор на ГРИП ? ГРИП (глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости) в фотографическом деле — расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко). ![]() Итак,глубина резкости или глубина резко изображаемого пространства (именно так правильнее всего называть эту характеристику) в общем случае тем больше, чем меньше относительное отверстие объектива, чем меньше фокусное расстояние объектива (субъективное увеличение глубины резкости), и чем больше расстояние до объекта съемки. Также глубина резко изображаемого пространства сильно зависит от размеров пленки (матрицы). Наверное многие заметили «плоскость» и «одноплановость» изображения, присущие компактным цифровым фотоаппаратам с матрицей размером 2/3" и менее, даже при диафрагме 2.8 глубина резкости объектива компактного цифрового аппарата оказывается вполне сравнимой с глубиной резкости соответствующего обьектива 35-мм пленочной зеркалки при съемке аналогичного сюжета на диафрагме как минимум 8-11. !!! при одинаковых значениях фокусного расстояния и диафрагмы ГРИП на фотоаппаратах OLYMPYS 4/3 в два раза больше чем на 35-мм пленочных фотоаппаратах (полном кадре) !!! ![]() официальный отчет OLYMPUS: ![]() Грип-калькулятор для OLYMPUS 4/3 -------------------- GFOTOSTORE.RU - переходники и фотоаксессуары для зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов
|
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#41
|
|
почетный член клуба 4/3 ![]() ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 917 Регистрация: 21.7.2007 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 130 ![]() |
Кстати, давно хотел заметить, что 1) это вовсе не официальный отчет олимпус, а статья одного немца, к олимпусу не имеющего отношения; 2) вывод автора про "For equivalent focal lengths and apertures, the depth of field area of the Olympus E-1 is double to that of a 35mm camera" неверен, посольку автор сравнивал объективы только при фокусировке на расстояние 1 м. Подставив другие значения в формулы, можно убедиться, что правило нарушается при больших глубинах резкости. Cкажем, 50мм f/8 на 4/3, фокусировка на 10 метров = ГРИП 12 метров 100мм f/8 на полном кадре, фокусировка на 10 метров = ГРИП 5 метров 50мм f/16 на 4/3, фокусировка на 10 метров = ГРИП бесконечность 100мм f/16 на полном кадре, фокусировка на 10 метров = ГРИП 12 метров -------------------- мыши плакали, кололись, но продолжали снимать на олимпус
|
|
|
![]()
Сообщение
#42
|
|
почетный член клуба 4/3 ![]() ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 917 Регистрация: 21.7.2007 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 130 ![]() |
согласен это грубо сказано, Это не грубо сказано, а неверно. Там должно быть не "фокусное расстояние", а "эквивалентное фокусное расстояние" - посмотрите в таблицу, там же прямо про это написано в первом столбце. Да и то правило скорее эмпирическое (см. мой предыдущий пост) -------------------- мыши плакали, кололись, но продолжали снимать на олимпус
|
|
|
![]()
Сообщение
#43
|
|
![]() гость клуба 4/3 ![]() Группа: oly43club Сообщений: 32 Регистрация: 25.4.2008 Пользователь №: 1068 ![]() |
может не сюда, но другую тему не нашел
купив дабл кит есть вопрос: есть 2 объектива 14-42 и 40-150 зная, что стандартное человеческое зрение получается приблизительно 50 мм то есть когда смотришь в видоискатель "картинка реальная" и "картинка в видоискателе" должны быть визуально одинаковые правильно? у 4\3 кроп 2 и следовательно на объективе в это время должны быть время 25 мм, а на объективе 50 мм а объективы ведь не должны зависеть от матрицы или 4\3 решили сразу решили написать реальные мм? прокомментируйте пожалуйста (может я что то запутался? не спал 2 дня) |
|
|
![]()
Сообщение
#44
|
|
гость клуба 4/3 ![]() Группа: oly43club Сообщений: 7 Регистрация: 13.12.2008 Пользователь №: 7263 ![]() |
зная, что стандартное человеческое зрение получается приблизительно 50 мм то есть когда смотришь в видоискатель "картинка реальная" и "картинка в видоискателе" должны быть визуально одинаковые Не правильно. ( Прежде всего поздравляю с приобретением). Что значит картинка должна быть одинакова? Одинаковый масштаб приближения до объекта? Но вы же смотрите в маленький видоискатель (или дисплей), и чтобы приближение было одинаково, нужно чтобы они были такого же огромного размера, как и комната, в которой вы проводите наблюдение за предметом. Возьмите любой другой аппарат с зумом, хоть мыльницу, и проведите сравнение: результат будет такой же, около 100 -120 эфр будет казаться 1:1. Обратите ещё внимание, какой при этом узкий угол обзора. 50 мм ЭФР равное человеческому глазу это очень условно принято, кто-то считает например, что не 50, а 70. Оптика фотоаппарата и человеческий глаз всё-таки по-разному устроены, и на 50 ЭФР должны быть визуально приблизительно одинаковы перспективные искажения . Это по моему скромному мнению P.S. смотреть по шкалам на объективах тоже никакой точности... |
|
|
![]()
Сообщение
#45
|
|
![]() гость клуба 4/3 ![]() Группа: oly43club Сообщений: 32 Регистрация: 25.4.2008 Пользователь №: 1068 ![]() |
... 50 мм ЭФР равное человеческому глазу это очень условно принято, кто-то считает например, что не 50, а 70. ... я имел в виду что если к правому глазу поднести видоискатель камеры, а левый не закрывать, то отношение объектов будет 1:1 смотрим на mm и там будет 50 mm парадокс? на nikon 60 или 90 kit такого нет (проверял) |
|
|
![]()
Сообщение
#46
|
|
член клуба 4/3 ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 339 Регистрация: 4.6.2008 Пользователь №: 1238 ![]() |
Никакого парадокса нет. Просто видоискатель у Олимпуса сконструирован так, что заниает четверть области наилучшего видения. Он мог бы быть больше, но был бы темнее (можете использовать у
еличительный наглазник). Издержки кропа ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#47
|
|
гость клуба 4/3 ![]() Группа: oly43club Сообщений: 5 Регистрация: 30.3.2009 Из: г. Нижний Новгород Пользователь №: 20239 ![]() |
мои наблюдения показали что бОльшая половина форумчан плохо ориентируются в таких понятиях как "кроп-фактор", ЭФР, ГРИП, эквивалентное увеличение... особенно когда это касается использования неродной оптики на фотоаппаратах OLYMPUS 4/3 с кроп-фактором x2 ![]() Я так понял, что при съемке на цифровую камеру со стеклом ОМ например, матрица отображает только то, что находится в центральной области объектива, а переферийная область в кадр не входит??? |
|
|
![]()
Сообщение
#48
|
|
почетный член клуба 4/3 ![]() ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 917 Регистрация: 21.7.2007 Из: Санкт-Петербург Пользователь №: 130 ![]() |
Я так понял, что при съемке на цифровую камеру со стеклом ОМ например, матрица отображает только то, что находится в центральной области объектива, а переферийная область в кадр не входит??? Именно так. -------------------- мыши плакали, кололись, но продолжали снимать на олимпус
|
|
|
![]()
Сообщение
#49
|
|
![]() член клуба 4/3 ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 237 Регистрация: 6.2.2008 Пользователь №: 775 ![]() |
Путём вариации ФР на ZD 40-150 было установлено полное соответсвие охвата кадра и размера предметов для Гелиоса-44 58 мм соответствует ZD на отметке в 67мм. То есть, нет ни какого удвоения ФР при использовании объективов для полного плёночного кадра на Оле в сравнении с объективами ZD В это сочетание (выделено) - не верю Хотябы потому, что соотношение сторн пленочного кадра и матрицы 4/3 - разное Соответственно соблюсти ОБА выленных условия ОДНОВРЕМЕННО - просто невозвожно ![]() Поправьте меня, если я ошибаюсь -------------------- ● E-PL1, mZD 9-18 + 14-150
● ● C-770UZ ● X-775 |
|
|
![]()
Сообщение
#50
|
|
член клуба 4/3 ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 179 Регистрация: 10.5.2009 Из: Красноярск Пользователь №: 24812 ![]() |
Читал ветку и наткнулся на это:
Цитата(temp сообщение Jun 18 2008 @ 12:22 AM) а вы обратите внимание что и проэкспонированны снимки получаются по разному на этих двух объективах. при одинаковых дырках и на одинаковых выдержках. дело в том что все эти наши диафрагмы это очень приблизительные циферки. скажу более. страшную тайну. за которую на оурлайе убьют сразу. диафрагмы на олимпусах на самом деле меньше чем заявлено. тоесть если дырка 2 то сравнивая светосилу этой двоечки с другими старыми мануальными объективами. олина двушечка оказывается темнее. врут нам врут )))) Не впервые сталкиваюсь с такими рассуждениями ![]() Олина диафрагма мне думается правильная, это геометрическая величина и тут темнить, скорей всего, никто из уважаемых производителей не станет. Погрешность конечно есть всегда, однако вряд ли она больше нескольких процентов. Но надо заметить, что уважаемые производители, обходят стороной в описаниях объективов, такой параметр как коэффициент светопропускания ![]() Как вы думаете, с чего бы это? Это только один из многих факторов вмешивающихся в теоретическую идиллию, есть еще коэффициент светорассеяния... Лично я склонен думать, что и размер светового пятна значительно превосходящий размер матрицы, тоже внесет свои пять копеек в копилку отклонения от расчтетного идеала. -------------------- E-420,
ZD ED 14-54/2.8-3.5 Гелиос 44, МС Гелиос 44-3, МС Гелиос 77 1.8/50, MC Zenitar 1.9/50, Зенитар 1.7/50 Таир 11А, Юпитер 37А МС-Н-30, МС Мир 24М Unomat B24 servo, Promaster FTD5700, Sunpak 444D, Metz 60-CT1 |
|
|
![]()
Сообщение
#51
|
|
член клуба 4/3 ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 179 Регистрация: 10.5.2009 Из: Красноярск Пользователь №: 24812 ![]() |
Цитата(xemul) В это сочетание (выделено) - не верю Хотябы потому, что соотношение сторн пленочного кадра и матрицы 4/3 - разное Соответственно соблюсти ОБА выленных условия ОДНОВРЕМЕННО - просто невозвожно ВЫЛЕННЫХ ![]() +1 ![]() -------------------- E-420,
ZD ED 14-54/2.8-3.5 Гелиос 44, МС Гелиос 44-3, МС Гелиос 77 1.8/50, MC Zenitar 1.9/50, Зенитар 1.7/50 Таир 11А, Юпитер 37А МС-Н-30, МС Мир 24М Unomat B24 servo, Promaster FTD5700, Sunpak 444D, Metz 60-CT1 |
|
|
![]()
Сообщение
#52
|
|
![]() член клуба 4/3 ![]() ![]() Группа: oly43club Сообщений: 172 Регистрация: 30.3.2009 Из: Москва Пользователь №: 20220 ![]() |
50 мм ЭФР равное человеческому глазу это очень условно принято, кто-то считает например, что не 50, а 70. А тут и считать нечего. Встаньте так, чтобы чётко видеть ровно то, что хотите сфотографировать, а потом поднесите ко глазам фотоаппарат с объективом 70мм эфр. Вам придётся отойти на несколько шагов, чтобы в кадр попало то же, что видели глаза. Вчера это определённо почувствовал, когда снимал на Мир-1 (74мм эфр на Оле). -------------------- Canon Sure Shot OWL :Р
|
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.6.2025, 12:21 |